Что изменится в транспортной отрасли с 1 января 2020 года?

30 Декабря 2019
Поделиться

Что изменится в транспортной отрасли с 1 января 2020 года?

В этом году в отрасли планируется большое количество изменений. Перевозчиков ожидают единый закон о тарифном регулировании, изменение нормативно-правовой базы и другие нововведения.

 

ЕДИНЫЙ ЗАКОН О ТАРИФНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

 

В настоящее время тарифное законодательство регулируют более 150 нормативно-правовых актов. Одних федеральных законов - 18, методических указаний бывшей Федеральной службы по тарифам и самой ФАС - более 100. Ежегодно устанавливается 42 тысячи тарифов.
В начале этого года ФАС России представила законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». В нем заложены новые принципы тарифообразования.

Документ законопроекта:
https://fas.gov.ru/documents/684286

 

АДАПТАЦИЯ ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ

 

В этом году особое внимание будет уделено соответствию тарифной системы в сфере грузовых железнодорожных перевозок современным экономическим тенденциям.
Более того, в ОАО «РЖД» хотят пересмотреть систему дифференциации тарифов в связи с тем, что сеть вынуждена перевозить массовые грузы, а делать это хотят с минимальными затратами.

 

ДОРОЖНАЯ КАРТА В СФЕРЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

 

ОАО «РЖД» считают, что существует необходимость выстроить систему учета затрат по конкретным маршрутам. Она должна быть положена в основу новой тарифной системы.
На данный момент уже существует дорожная карта в сфере грузовых перевозок. До 2025 года планируется провести комплексную работу по подготовке к модификации тарифной системы.

Дорожная карта:
http://docs.cntd.ru/document/555604403

 

СУБСИДИРОВАНИЕ ГРУЗОВ И УНИФИКАЦИЯ ТАРИФОВ

 

Следующим изменением, которое планируют осуществить, является сокращение глубины перекрестного субсидирования одних классов грузов за счет других, а также унификация тарифов на порожний пробег вагонов. Они больше не будут зависеть от рода перевозимых грузов.
Необходимость принятия решения по унификации тарифов на порожний пробег вагонов обусловлена сложившимися новыми реалиями работы для всех участников перевозочного процесса, так как снизилась эффективность использования транспортной инфраструктуры.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕДИНОЙ МОДЕЛИ ТАРИФИКАЦИИ

 

Также была выдвинута идея использования единой модели тарификации – потонно-повагонной, при которой плата за перевозку на конкретное расстояние определяется из расчета на вагон с учетом массы тары и фактической загрузки.

 

ОТДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ НАЧАЛЬНО-КОНЕЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

В настоящее время начально-конечные операции зашиты в тариф. ОАО «РЖД» пытается добиться их учета отдельно в тарифах на груженый и порожний рейс исходя из перечня выполняемых операций.
В их планах заложить в электронный калькулятор объемы перспективных и ретроспективных грузопотоков, показатели загруженности линий, матрицу инфраструктурных ограничений на сети, а также расчет себестоимости перевозок по маршрутам. С учетом всех этих факторов и будет разрабатываться индивидуальное тарифное решение.
Ожидаемые эффекты от реализации предлагаемых моделей тарифообразования: индивидуальные тарифные решения, минимизация структуры перевозимых грузов на финансовую стабильность перевозчика, возможность автоматического расчета тарифа в зависимости от параметров перевозки, формирование тарифных схем в зависимости от технических характеристик вагона и т.д.

 

ИЗМЕНЕНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ

 

В настоящий период времени к работе по ревизии и актуализации более чем 2 млн обязательных требований к ведению бизнеса привлечена целая армия специалистов: 21 орган власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование, 33 структуры, реализующие контрольно-надзорные функции, и более 40 отраслевых рабочих групп.
Согласно поручению председателя правительства РФ, предлагается отменить 20 419 правовых актов советского периода. А с 1 января 2021 года заработает новая система контрольно-надзорного законодательства.
Принцип гильотины, по словам председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, заключается в том, что с 1 января 2021 года «все положения актов, которые действовали ранее и содержат обязательные требования, которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утратят силу».
В правительстве отмечают, что в первую очередь гильотина должна коснуться наиболее зарегулированных отраслей: транспорт, промышленная безопасность, экология, ветеринария и санитарно-эпидемиологический надзор.

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ

 

В качестве первого шага руководители цифровых сервисов предлагают попробовать собрать доверенных перевозчиков на цифровой тендерной площадке, а после этого организовать автоматическое бронирование грузов, особенно если они однотипны и не требуют специального согласования.
Следующий шаг – это отправка в электронном виде всей необходимой для формирования заявки информации: данных о водителе, транспорте, времени подачи под загрузку и т. д. После согласования штатным логистом формируется электронный документ, что позволяет сократить количество ошибок, возможных при ручном переносе данных.
Далее планируется мониторинг грузов в онлайн-формате через мобильные устройства, который включает в себя как отслеживание перемещения водителя, так и организацию коммуникации с ним. Программа может заранее фиксировать и возникающие нестандартные ситуации.
Предоставление в автоматическом режиме данных о каждой перевозке и объединение полученной информации в готовый аналитический продукт подводят компании к следующему логичному шагу. Интеграция с системами учета позволяет автоматически преобразовать информацию, отправленную из отдела сбыта, в заявку на перевозку. После этого система автоматически разместит ее на аукционе.
Этот процесс может быть полностью проведен без штатных логистов.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в первые месяцы 2020 года существенных изменений, помимо изменения тарифов, не предвидится, однако 2020 год планируется насыщенным на нововведения. Прежде всего они продиктованы переходом на цифровую экономику и потребностями участников рынка в стандартизации и автоматизации процессов.

 

30 Декабря 2019
Поделиться
Другие новости по теме